Рабочая поездка на Байкал

   Заведующая Сонковским краеведческим информационным центром Г.В.Шутова на протяжении нескольких лет занимается исследованием биографии князя Михаила Ивановича Хилкова (1834-1909) – министра путей  сообщения Российской империи (1895-1905), строителя Транссибирской магистрали, самой длинной железной дороги мира. Жизнь и деятельность князя Хилкова тесным образом связаны с нашим сонковским краем.

    Несколько дней назад Галина Владимировна совершила поездку по Транссибу. Прежде всего, посетила станцию Слюдянка Восточно-Сибирской (в прошлом – Кругобайкальской) железной дороги.  Станция и город Слюдянка расположены на южном берегу озера Байкал, у отрогов хребта Хамар-Дабан. Своим рождением станция Слюдянка обязана министру М.И.Хилкову, поэтому неслучайно в 2005 году, в год 100-летия станции, рядом с красивым  бело-розовым  мраморным вокзалом был открыт бюст князя Хилкова. Вокзальный комплекс является памятником истории федерального значения. Г.В.Шутова возложила цветы к бюсту нашего знаменитого земляка.

   В городе Иркутске Галина Владимировна посетила Иркутский областной краеведческий музей и передала директору музея фотографии мемориального обелиска на месте захоронения князя Хилкова на погосте Головское и бюста М.И.Хилкова в посёлке Сонково, а также подарила свою авторскую монографию «Министр путей сообщения  князь Хилков».  В музее имеется экспозиция, рассказывающая о строительстве Транссибирской  железнодорожной магистрали и вкладе в сооружение этого Великого Сибирского пути министра Хилкова. Михаил Иванович Хилков являлся почётным гражданином города Иркутска.

    В условиях, когда назревала русско-японская война и требовалась переброска на восток большого количества грузов и личного состава армии, но западная и восточная части Транссиба ещё не были соединены, министр Хилков заказал на верфях английского города Ньюкасла строительство двух паромов-ледоколов – «Байкал» и «Ангара». Летом 1900 года эти суда совершили свой первый рейс по Байкалу. На каждом из них перевозили разобранный на две части паровоз, до 10 вагонов и до 1000 пассажиров.  Очень приятно, что иркутяне сумели сохранить «Ангару». Сейчас это – интерактивный музей, одна из экспозиций которого посвящена князю Хилкову.  

  Интересным объектом путешествия стал посёлок Листвянка, расположенный на западном берегу Байкала, у истока реки Ангары. Здесь начинается сибирская  красавица Ангара, единственная река, вытекающая из озера Байкал и несущая его воды в реку Енисей. В 1904 году в Листвянке несколько месяцев жил министр Хилков, организуя паромную и ледовую переправы через Байкал.

   В ходе поездки удалось побывать на  восточном берегу Байкала, на территории Бурятии, на станции Танхой, которая являлась конечным пунктом организованной князем Хилковым переправы через Байкал. В годы русско-японской войны эта станция была главным местом сбора войск.

   Данная поездка – это дань благодарной памяти князю Хилкову – видному государственному деятелю, посвятившему свою жизнь служению Отечеству.

    Ярким дополнением этой поездки были солнечная жаркая погода, непередаваемая красота озера Байкал, величавые пейзажи  горных хребтов и живописные уголки сибирской тайги.