В поисках истины

В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

Древние русские летописи, к сожалению, не сохранили подробного описания хода Ситской битвы и точного места, где она состоялась. Это породило спор между историками, краеведами. Желание раскрыть подлинную картину событий заставляет исследователей вести постоянную работу по сбору дополнительной информации и артефактов. Идёт непрекращающийся процесс поиска истины.

Слабая документальная база, отсутствие точных данных невольно порождают различные версии, гипотезы и предположения.

По поводу места битвы на реке Сить таких версий три. Предполагается, что сражение произошло: 1) на нижней Сити - ныне это территория Брейтовского района Ярославской области; 2) на средней Сити - ныне это территория Некоузского района Ярославской области; 3) в верховьях Сити - ныне это территория Сонковского муниципального округа Тверской области.

Какие аргументы мы можем привести в пользу того, что битва была в наших сонковских местах? Их несколько:

1. В середине XIX века в районе села Божонка проводил археологические исследования тверской археолог Д.А.Воронцов. Он отмечал: "Весь берег реки Сить изобилует человеческими костями, и есть предание, что здесь происходили битвы татар с русскими под начальством великого князя Георгия Владимиро-Суздальского".

Местные жители очень часто находили на высоком правом берегу реки Сить черепа и кости. Также они встречались и в низких пойменных участках, размытых рекой.

2. Удалось записать воспоминания старожилов, которые рассказывали, что раньше в окрестностях села Божонка часто, особенно при распашке полей, встречалось оружие - мечи и сабли. Предприимчивые крестьяне сразу же находили им применение: местные кузнецы изготавливали из них серпы, ножи, ухваты и другие предметы крестьянского быта.

В ходе историко-этнографической экспедиции, совершённой краеведческим центром "Истоки" по реке Сить, удалось выяснить, что у некоторых жителей деревень Молоди, Литвиново ещё до начала 1990-х годов хранились старинные сабли, найденные в этих местах.

В начале 1980-х годов учащиеся Задорской школы во время экскурсии у села Божонка нашли саблю, она долгое время хранилась в школьном краеведческом музее. В 2007 году житель Санкт-Петербурга нашёл рукоятку (эфес) меча. В 2008 году исследователи из Москвы нашли у самого уреза воды подкову. По их оценкам - это зимняя татарская подкова XIII-го века.

3. Необходимо заметить, что в те времена климат в наших местах был несколько иным - более тёплым и сухим, поэтому в лесах и по берегам рек росло много дубов. Именно их использовали русские воины для сооружения засек: у дубов выжигали корни и роняли ветвями в сторону противника.

Остатки морёных дубов находили местные жители в Сити и её притоках. В конце XIX века такие находки описывает известный тверской исследователь В.А.Плетнёв: "В Сидоровском ручье, впадающем в р.Сить, в болотистой местности, крестьяне Лавровской волости по сие время находят ещё сохранившиеся и годные для постройки дубовые деревья, известные здесь под названием "батыева дерева". Высушивая их на солнечном припёке, употребляют на постройки, требующие особенной прочности".

Такие же морёные дубы находили в Сити и не так давно - лет 40 назад, при очистке русла реки.

4. Во время работ, проводимых Мокеихо-Зыбинским торфопредприятием, были найдены остатки дорог и просек, проходящих через болото прямо к Божонке. Они представляли собой несколько слоёв уложенных в гать полусгнивших деревьев, которые позднее на воздухе высыхали и разваливались в пыль.

Если бы эти гати строили местные жители для своих хозяйственных нужд, то дороги бы проходили не прямо, а через близлежащие деревни. Вероятно, каждая рать, идущая к Сити, строила и охраняла свою дорогу. О многом говорят и сохранившиеся названия некоторых из них: князь-Ивановская, князь-Андреевская, князь-Владимирская дорожки. Наши оппоненты пытаются доказать, что эти названия относятся к более позднему периоду. Но, возможно, дорогу через болото прокладывали перед дружинами их передовые отряды. Нельзя исключать, что во главе этих отрядов были князья: Иван Всеволодович - младший брат князя Юрия Всеволодовича, Андрей Ярославич - племянник князя Юрия. Дружина угличского князя Владимира Константиновича тоже шла своей дорогой.

5. Летописи свидетельствуют о том, что князь Юрий накануне битвы послал трёхтысячный отряд воеводы Дорожи (Дорофея Семёновича) в "просоки", т.е. разведку (В.И.Даль. Т.З.). Монголо-татары часто использовали тактический приём "клещи", то есть подходили к противнику с двух противоположных сторон. К лагерю князя Юрия, предположительно, шло не только войско Бурундая, но и отряд со стороны села Кой. Видимо, с этим отрядом и столкнулась дружина воеводы Дорожи. Высказываются некоторые предположения о том, что это могло произойти у деревни Вепрь: в конце 1970-х годов при разработке карьера здесь находили сабли и мечи, а в 1980 году археологами была найдена керамика и следы пожарищ XIII  века. "Князь же Юрий посла Дорожа в просоки, в трёх тысячах, и прибежа Дорож, и рече: а уже, княже, да обошли нас около татарове... (Летопись Троицкая. ПСРЛ. Т.1. СПб, 1846).

6. Своеобразным хранителем исторической памяти является православная церковь. В селе Божонка находилась деревянная церковь Покрова Богородицы, а в 1858 году был построен новый каменный храм, сохранивший своё название. В обеих церквях имелись приделы, посвящённые Святому благоверному великому князю Георгию (Юрию).

Очень своеобразна живопись Покровского каменного храма: она выполнена в технике гризайль с преобладанием холодно-голубого тона, в росписи чётко выражена военная тематика. Самые интересные фрески находятся рядом с иконостасом: на них изображены князья Юрий Всеволодович и Василько Ростовский - оба без головных уборов, с оружием.

На реке Сить расположено несколько сёл и, соответственно, храмов, но подобного факта нет ни в одном другом селе на берегах реки Сить. 

7. Православная церковь особым образом отметила сам факт гибели на Сити великого князя Юрия (Георгия), в народе - Егория. Праздник Юрьев (Егорьев) день отмечается в нашей местности 17 февраля, а не 9 декабря, как общепринято. Некоторые исследователи считают, что 17 февраля (4 февраля по старому стилю) - это день, когда, якобы, найденные на Сити епископом Кириллом останки князя Юрия были захоронены во Владимире. Но скорей всего это ошибка, которая была допущена в "Святцах": случайно при очередной переписи вместо марта указан февраль. В качестве престольного праздника Юрьев (Егорьев) день отмечается 17 февраля в шести населённых пунктах прихода - селе Божонка и деревнях Макаровское, Горка, Романцево, Турчаниново, Сергеевское.

Подобного факта нет ни в одном другом селе на берегах реки Сить.

8. Дата 4-ое марта на протяжении длительного времени отмечалась в селе Божонка как день памяти великого князя владимирского Юрия (Георгия). По решению Тверской Духовной Консистории в этот день проходили богослужения и крестный ход. Особые торжества были проведены в 1889 году - в связи с 700-летием со дня рождения князя Юрия (Георгия) - основателя города Нижнего Новгорода.

Участникам историко-этнографической экспедиции краеведческого центра "Истоки" удалось обнаружить икону с изображением князя Георгия (Юрия), которая раньше находилась в Покровском храме села Божонка.   

9. Весомым аргументом являются предания, которые от поколения к поколению передавались местными жителями. В сентябре 1841 года село Божонка посетил известный русский историк, академик Российской академии наук, профессор Михаил Петрович Погодин. Сохранились и опубликованы его дневниковые записи об этой поездке. Он отмечал, что местные жители знают о сражении с татарами, которое произошло в этих местах. Более того, на вопрос: "А где был убит князь Юрий?", они ответили: "У Сидоровского ручья".

В 1950-е годы подобные предания собирал и записывал  учитель Божонковской семилетней школы, краевед Виктор Дмитриевич Попков. Среди прочих рассказов старожилов - сведения о том, что раньше местные богомольцы часто ходили в город Владимир - столицу Владимиро-Суздальского княжества, к которому относились и наши места. Якобы в одном из храмов этого города была надпись, повествующая, что "всем, кто придёт с Божонки, оказывать всяческие почести" - так владимирцы увековечили память о месте гибели великого князя Юрия Всеволодовича.

На основании вышеизложенного мы берём на себя смелость сделать вывод: знаменитая Ситская битва произошла у села Божонка, а ниже по течению Сити были лишь небольшие локальные схватки отступавших под натиском татар отдельных частей русских войск.

Г.В.ШУТОВА, заведующая Сонковским краеведческим информационным центром