"Битва была великая и сеча злая…"

"Битва была великая и сеча злая…"

Логическим завершением продвижения отрядов хана Батыя  на Северо-Восточную Русь стала битва на реке Сить. Русские дружины встретились на этой небольшой реке с превосходящими силами монголо-татар.

Военная мощь орды хана Батыя позволяла один за другим покорять русские города, завоёвывать целые княжества. После себя враг оставлял сожжённые поселения, тысячи убитых или взятых в неволю жителей.

Быстрому продвижению монголо-татар по русской земле способствовала и общественно-политическая обстановка того времени. Феодальная раздробленность, постоянные междоусобные войны, при которых брат шёл на брата, были на руку завоевателям. Ещё при битве на реке Калке (ныне территория ДНР) в 1223 году монголы обратили внимание на эту особенность, на отсутствие единства русских князей. Летописи сохранили вывод, который сделали завоеватели: "Урусуты - сильный народ, и могли бы раздавить нас, как верблюд давит одной ногой спящую на дороге саранчу. Но у них нет порядка. Их князья всегда между собой грызутся".

Попыткой объединить усилия в борьбе с общим грозным врагом и стала Ситская битва, состоявшаяся 4 марта 1238 года.

Во главе русского войска стоял великий князь владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович - основатель Нижнего Новгорода, третий сын Всеволода Большое Гнездо и внук Юрия Долгорукого. После взятия татарами Рязани и разгрома сильного южного княжества стало ясно, что древнему и могучему городу Владимиру не избежать той же участи. Юрий Всеволодович, не оказавший своевременной помощи соседям, решил не повторять ошибок, а собрать воедино силы близлежащих княжеств и дать отпор татарам. Княжеский совет принял решение: оборону столицы - города Владимира - поручить сыну Юрия - Всеволоду, а самому Юрию уходить с ближней дружиной, племянниками и братьями в верховья Волги и там собирать великую рать.

Местом сбора войска князь Юрий выбрал самый дальний угол своих владений - глухие ситские леса и болота. Высокий моренный холм у села Божонка, окружённый рекой, болотами и лесом, мог служить удачной площадкой для лагеря Юрия Всеволодовича.

Сюда, на Сить, пришли с дружинами его племянники - сыновья старшего брата Константина: Василько - князь ростовский, Всеволод - князь ярославский и Владимир - князь угличский. Вскоре подошёл и брат Святослав Всеволодович с полками из Юрьева-Польского. Войско князя Юрия пополнялось и простыми людьми - ополченцами из соседних городов, сёл и деревень. Ожидали брата Ярослава Всеволодовича с дружиной из Переяславля, а также сильные полки новгородского князя Александра Ярославича, племянника князя Юрия. Но ни Ярослав, ни его сын Александр не придут на помощь владимирским дружинам. Таким образом, время для сбора большого войска было упущено.

Лаврентьевская летопись гласит: "Татары, эти окаянные кровопийцы, пленив Владимир, пошли на великого князя Юрия. Одни пошли к Ростову, а другие к Ярославлю, иные на Волгу, на Городец и пленили всё на Волге до самого Галича Мерьского. Ещё другие пошли на Переяславль и взяли его, а оттуда пленили всю эту землю и многие города до Торжка. И нет ни одного места, ни веси, ни села, где бы не воевали татары на Суздальской земле. В один февраль месяц взяли 14 городов, кроме слобод и погостов". (Летопись по Лаврентьевскому списку. Изд. Археолог. Комиссии. СПб, 1872).

Предположительно, к Божонке монголо-татары подходили двумя потоками. Войско во главе с темником Бурундаем (Бурондаем) шло от Волги по реке Кашинке, а затем по рекам Остречине и Мологе к Бежицам (древнее поселение недалеко от современного Бежецка) и верховьям Сити. Другое войско - есть основания предположить, что им руководил сам хан Батый - прошло по Волге до Углича, а затем от Углича по реке Корожечне - до села Кой. Таким образом, татары пытались подойти к лагерю князя Юрия с двух сторон, используя свой излюбленный тактический приём - "клещи".

Многочисленное (по подсчётам некоторых историков - до 40 тысяч воинов) и отборное войско Бурундая внезапно подошло к лагерю князя Юрия. Суздальская летопись отмечает: "Иначе князь полки ставити, и её внезапу приспеша татарове на Сить, противу князю Юрию". (Летопись Суздальская по Академическому списку. Изд. Археолог. Комиссии. СПб, 1872). Завязалась долгая и кровопролитная битва. Летописи писали: "Битва была великая и сеча злая, и лилась кровь, как вода".

Не сохранилось подробного описания хода сражения и точного места, где оно состоялось. Это породило спор между историками. Часть из них - А.Преображенский, Н.Надеждин, С.Мусин-Пушкин, Л.Сабанеев указывают место её около селений Юрьевское, Красное, Лопатино в среднем течении Сити на территории Некоузского района Ярославской области. Но мы, сонковчане, более склонны считать верным утверждение о том, что битва была в верховьях Сити - у селений Божонка и Могилицы.

Одним из первых указал на Божонку как место Ситской битвы исследователь истории Бежецкого Верха П.К.Воинов. В своём "Хронологионе", составленном в середине XVIII века, он отметил, что битва на реке Сить "во время пленения России от безбожного царя Батыя" произошла "в пределах Бежецких, возле крепости Божни (где нынче село Боженки)". Там же сообщались сведения о смерти великого князя Георгия Всеволодовича.

Позднее, спустя почти сто лет, версию П.К.Воинова поддержал известный русский историк, академик Российской академии наук, профессор Михаил Петрович Погодин. В сентябре 1841 года он совершил путешествие по реке Сить. Начал его от села Сабурово, останавливался в селе Богоявленское (ныне Петровское), посетил здесь красивую церковь Богоявления. Достигнув Божонки, Михаил Петрович не мог не выразить своего восхищения от открытия. В своих "Путевых заметках" он записал: "Найдя село Божонка, я как будто лег на лавры и не мог ничему уделять внимания".

Мнение профессора Погодина о месте Ситской битвы разделили учёные М.И.Иванин, А.С.Гациский, А.Н.Кисловский, Н.Н.Овсянников и другие.

Вероятно, сражение сразу же разделилось на несколько очагов, которые перемещались по реке и зимним лесным дорогам от Божонки в глубь болот. Под напором численно превосходящего противника русские стали отступать: они уходили вниз по Сити и по гатям через болото.

Трагически сложилась судьба князя Юрия. Накануне битвы на него обрушилось большое личное горе: он получил весть о том, что в разорённом татарами Владимире погибли его жена Агафья, трое сыновей, дочь, снохи и малолетние внуки.

В битве на Сити дружина великого князя приняла на себя основной удар монголов. В этом сражении погиб сам Юрий Всеволодович. Предполагают, случилось это недалеко от Сидоровского ручья, впадающего в Сить, но точное место гибели князя неизвестно.

В ходе битвы был захвачен в плен любимый племянник Юрия - Василько Константинович, князь ростовский. Татары настолько были поражены его храбростью, что не убили князя, а взяли его в плен и долго пытались уговорить перейти на их сторону. Но Василько был непреклонен. В итоге рассвирепевшие татары жестоко казнили молодого князя, а тело бросили в лесу, как указывают летописи - в 25 верстах от Кашина.

Битва на Сити закончилась поражением войск великого князя Владимиро-Суздальской земли. Судьба Руси была решена на два с половиной столетия.

Но жертвы не были напрасными: своей гибелью русские воины спасли от разорения Великий Новгород и многие земли Северо-Восточной Руси. Монголо-татары понесли в этом сражении тяжёлые потери. К тому же уход многих русских ратей с Сити в тыл ордам создавал неблагоприятную обстановку для дальнейшего продвижения монголов. Видимо, всё это сыграло большую роль в том, что Батый приостановил поход на Новгород и повернул своё войско на юг. И ещё один вывод: именно у нас, на Сити, была сделана первая попытка объединения сил для борьбы с татарами. Придёт время, и объединённая Русь сбросит с себя ненавистное монгольское иго.

К теме Ситской битвы обращаются не только исследователи, но и писатели, поэты, художники. Целую серию картин, посвящённых битве на реке Сить, создал художник И.М.Мошкин.

Главное стремление авторов - сохранить память об историческом событии, определившем судьбу древней Руси, отдать дань уважения мужеству славных защитников русской земли.

Г.В.ШУТОВА, заведующая Сонковским краеведческим информационным центром