Счетчик посещаемости

РОЖДЁННАЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГОЙ

Предшественницей посёлка Сонково является маленькая железнодорожная станция Савелино, с момента возникновения которой в этом году исполняется 150 лет.

На речке Каменке, при железной дороге

Существенным толчком в развитии нашего древнего края стали новинки технического прогресса XIX века - стальные магистрали.

В 1867 году по решению царского правительства было начато проектирование и строительство Виндаво-Рыбинской железной дороги, которая должна была связать Среднюю Волгу с западными районами России и дать выход поволжским товарам к Балтийскому морю. Сооружение дороги велось частными компаниями - акционерными обществами, с широким привлечением иностранного капитала.

Начиналась дорога в Рыбинске, проходила через Бологое и заканчивалась в балтийском порту Виндава (ныне это город Вентспилс в Латвии).

На этой железной дороге в 99 верстах от Рыбинска, среди лесной глуши, появилась маленькая станция Савелино. Своё название она получила от расположенной рядом деревни Савелиха.

Точкой отсчёта истории станции является 1870 год, поскольку именно в этом году было закончено строительство железнодорожного участка Рыбинск - Савелино - Бологое протяжённостью 298 километров. В мае 1870 года состоялось техническое испытание дороги, а 4 июня этот участок был введён в эксплуатацию.

Своим рождением станция Савелино (Сонково) обязана не только железной дороге, но и небольшой речке Каменке. Дело в том, что место для постройки станции выбрано не случайно. Для обеспечения движения паровозов требовалось большое количество воды, а на участке от Пищалкина до Бежецка другого, более удобного, водоёма не было. Именно поэтому на правом берегу Каменки было построено здание водокачки. Позднее рядом появились другие служебные помещения, а также жилые дома для железнодорожников и их семей.

Первые поселенцы - железнодорожники - были людьми неместными, поэтому водоём, на берегу которого стояла водокачка, они в обиходе стали называть Водокачкой. К сожалению, это ошибочное название закрепилось надолго: до сих пор некоторые сонковчане называют так эту речку. На самом же деле у неё есть своё исконное имя - Каменка. Несколько веков назад именно так назвали эту небольшую речку жители деревень, расположенных по её берегам. Название было выбрано неспроста - в отдельных местах русло реки вскрывает валунные породы, и дно является каменистым. Каменка берёт своё начало из небольшого низинного болота у деревни Талашманы, а напротив деревни Фомино правым рукавом впадает в легендарную реку Сить. Говоря языком гидрологии, наша Каменка - приток третьего порядка реки Волги.

В процессе строительства железной дороги речку Каменку перегородили двумя деревянными плотинами, в результате чего образовались два пруда - верхний и нижний. Они были необходимы для снабжения паровозов водой. Через речку был построен высокий железнодорожный мост с двумя путями.

Земли, на которых расположилась станция Савелино, на протяжении нескольких столетий принадлежали дворянам Недовесковым - владельцам усадьбы Григорково. Это имение находилось в пяти верстах к юго-востоку от станции.

В 1880-е годы на станции Савелино были построены кирпичное здание водокачки, водоёмное здание (водонапорная башня) и двухэтажное деревянное здание вокзала. Вдоль железнодорожного полотна размещались также будка №76, жилой дом №1, казарма №77 и рабочий барак.

На рубеже веков

В конце 1890-х началось строительство железнодорожных веток до Кашина и Красного Холма. Земляные работы выполнялись преимущественно поляками и белорусами. Условия работы были очень тяжёлыми.

1 мая 1897 года на станции Савелино вспыхнула мощная стачка: прекратили работу строители железнодорожной ветки до Кашина. Они предъявили подрядчику свои требования - о повышении заработной платы и сокращении рабочего дня. Из Кашина были вызваны жандармы, но волнение сразу подавить не удалось. Осенью стачка возобновилась вновь и продолжалась до 5 ноября - до тех пор, пока на её подавление не были введены войска.

В 1898 году была построена железнодорожная ветка до Кашина, а в 1899 году - до Красного Холма. Таким образом, Савелино из маленькой станции превратилось в крупный железнодорожный узел.

В 1898 году по типовому проекту было построено новое здание железнодорожного вокзала, которое функционирует и поныне. В конце XIX века вдоль полотна расположилось здание конторы железнодорожного узла. Рядом находился дом начальника станции. Около дома был разбит усадебный парк - с аллеями дубов, лип и кедровых сосен.

Быстрыми темпами рос пристанционный посёлок. Владелец усадьбы Григорково полковник артиллерии Сергей Аркадьевич Недовесков распродавал земли, прилегающие к станции: после крестьянской реформы 1861 года его хозяйство, лишившись труда крепостных крестьян, стало постепенно приходить в упадок. Этим обстоятельством воспользовались предприимчивые зажиточные крестьяне из окрестных деревень. Они раскупали по дешёвке участки, окружавшие станцию, и на этой земле стали быстро открываться торговые лавки, трактиры, магазины.

Владельцами первых торговых заведений были Иван Ильич Будилов - зажиточный крестьянин из деревни Быльцино, братья Иван, Николай и Александр Фёдоровичи Попковы - из деревни Мочалиха, Ефим Семёнович Савельев - из деревни Старое Бошарово, Устинья и Александра Кузьмины - из деревни Новое Бошарово, Николай Щёголев - из деревни Савёлово и другие.

В 1901 году на станции Савелино Константиновской волости Кашинского уезда открылось первое учебное заведение. Это была сельская одноклассная церковно-приходская школа. Содержалась она на средства Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.

В первый учебный год в школе обучалось 38 детей: 22 мальчика и 16 девочек. Одним из главных предметов являлся Закон Божий, преподавал его священник Благовещенской церкви села Григорково Георгий Иванович Зосимовский. Первыми учителями в школе были Александра Александровна Шушляева, Ольга Николаевна Дубровина, Павлина Евграфовна Преображенская. Кроме жителей станции Савелино в железнодорожной школе обучались дети из восьми ближайших деревень.

Галина ШУТОВА, заведующая краеведческим центром "Истоки»

Материал из газеты "Сонковский вестник" от 31 января 2020 года №4.