Году Театра в России посвящается...

Много интересных и не раскрытых тайных имён хранится в истории Горского сельского поселения, одна из них связано с именем Петра Алексеевича Плавильщикова великого актёра, режиссёра 18 века, который был похоронен 18 октября 1812 года у Спасской церкви села Хонеево.

Вулканические строки парадоксального суждения – «Кто ужаснее россиянина в сражении и кто милосерднее его к побежденному? А сему разве можно научиться? Нет! С этим свойством суждено родиться смертному», – принадлежит Пётру Алексеевичу Плавильщикову, чью память в честь 259-той годовщины со дня рождения хотелось бы почтить небольшим рассказом.

Плавильщиков был первым, кто обозначил «врожденные свойства душ российских», указал на особенности, которые присущи русскому народу и никакому больше. Фактически он первым показал, что Россия – особая цивилизация, а не отсталая часть Европы. Через многие десятилетия после его смерти в «Русском биографическом словаре» А.А. Половцова будет замечено, что Плавильщиков «является мыслителем, опередившим свое время».

Имя Петра Алексеевича Плавильщикова (1760-1812) незыблемо вписано в историю русского театра: он был знаменитейшим актёром, драматургом, режиссёром, педагогом, идеологом театра. Его имя называют вслед за именами Ф.Г. Волкова и И.А. Дмитревского, оба они были старше Плавильщикова на три десятка лет. Он был первым в своём поколении.

Пётр Плавильщиков родился в Москве 24 марта (6 апреля) 1760 года в купеческой семье. Отец вопреки сословным правилам, пожелал дать сыну хорошее образование. Этому способствовали знакомства и семейные обстоятельства. Маленький Плавильщиков был зачислен в гимназию при Московском университете, а через восемь лет – в университет. Историк театра А.А. Ярцев (1891) отмечал: «Плавильщиков был первым русским актером, получившим такое систематическое образование». Лекции зачастую читались на латыни. Кроме древних он в совершенстве знал основные европейские языки. Необычайное пристрастие к чтению вылилось в любовь к театру. Когда Плавильщиков окончил университет, ему не было и 20 лет.

Поступив на службу в дирекцию Императорских театров, Плавильщиков сразу же стал выступать в главных ролях. Он обладал счастливой внешностью. «Природа дала ему все, – говорит биограф, – что нужно актеру. Стройная мужественная фигура эффектно выделялась на сцене; миловидное лицо и голубые глаза придавали ему особенную привлекательность». Голос его был силен, чист, звучен, богат оттенками.

Сохранилось воспоминание о Плавильщикове, связанное с его придворным успехом. Екатерина II как-то выбирая пьесу из списка для показа в Эрмитаже, указала на комедию «Бобыль». Пьеса была представлена и понравилась. В тот же вечер императрица Екатерина Алексеевна пожелала видеть ещё одну комедию Плавильщикова – «Мельник и сбитенщик – соперники». Биограф сообщает: «Немедленно собрали артистов, игравших в этой пьесе, но вдруг оказалось, что один из них, игравший роль старосты Филиппа, болен. Доложили императрице. «Жаль, очень жаль, – сказала она. – Но это не препятствие видеть на сцене соперничество мельника и сбитенщика. Пусть же здоровый заменит больного. Плавильщиков, как автор, может сыграть своего Филиппа». Не готовившийся к этой роли, притом выходившей из его прямого амплуа, Плавильщиков сыграл ее так, как никто еще ее никогда не игрывал… Плавильщиков за свою игру получил от императрицы золотую табакерку.

1883 году Плавильщиков написал свою первую книгу это была комедия «Бобыль», были ещё комедии. драмы, трагедии, последнюю книгу он написал 1803 году она называлась «Ермак- покоритель Сибири» и была посвящена Императору Александру 1

В 1782 г. совместно с И. Крыловым издавал еженедельник «Утро» и журнал «Зритель» Учил декламации воспитанников Благородного пансиона при Московском университете и преподавал словесность в институте Благородных девиц. С 1893года руководил крепостными театрами П.А. Волконского, А.Н. Дурасова, П.Н. Шереметьева.
 

Граф П.Н. Шереметьев один из первых начал создавать свои театры. Театров было три один в Москве и два другие в Подмосковье, Кусково и Останки

но. Все актёры, которые были набраны из крепостных, обучались в театральной школе, где преподавал Плавильщиков. Он как режиссёр и как преподаватель отдавал особое предпочтение театру и театральной группе графа Шереметьева. Говоря об актёрах называл их талантами, которые постигают, даже не постижимое, обучая их актёрскому мастерству никогда не повышал голос, не унижал их зная, что они крепостные.

Плавильщиков, как и всякий русский, в самое сердце принял события войны 1812 года. Из Москвы с семьей он выехал перед входом туда армии Наполеона, 31 августа. Враг вошёл в древнюю русскую столицу 2 сентября. Плавильщиков был болен. Ему шёл 53-й год. В дороге умер его новорождённый ребёнок. Пётр Алексеевич скончался 18 октября 1812 в селе Хонеево Бежецкого уезда Тверской губернии, и был похоронен у стен Спасской церкви. Умер он в тот самый день, когда Наполеон начал вывод своей «великой армии» европейцев из неласковой к нему, сожженной, обуглившейся Москвы.

Покорить Европы уходил не солоно хлебавши. Нет, недаром говаривал Плавильщиков: «Россиянин доказал свету, что для него нет ничего невозможного». Очередной покоритель мира расшиб о Россию лоб.

Сразу после умиротворения Европы, в 1816 году в России было собрано всё, что удалось найти из написанного Плавильщиковым. Сочинения его были изданы в четырёх томах. Император Александр I пожаловал вдове Петра Алексеевича пенсию. Суждения и взгляды Петра Алексеевича Плавильщикова, высказанные более двухсот лет назад, остаются верными и теперь, в ХХI веке. Несмотря на трансформации, произошедшие с нами в ХIХ и ХХ веках, Россия несомненно пройдёт и через испытания нового времени, которые не могут забыть минувших.

На Хонеевском погосте у стен Спасской церкви нашёл своё последние пристанище, великий русский актёр, драматург, режиссёр П.А.Плавильщиков.

 

Puma Rihanna