Человек и тепловоз

Инженерные озарения Якова Гаккеля обогнали время.

На Транссибирской магистрали есть станция Гаккелевка. Она названа в честь военного инженера Модеста Васильевича Гаккеля, сибиряка, который спроектировал телеграфную линию от Владивостока до Иркутска. Его сын – Яков Модестович Гаккель – стал конструктором первого в нашей стране тепловоза.

В 1921 году Яков Гаккель создал чертеж своего первого тепловоза с электропередачей. 16 января 1925 года экспериментальный тепловоз впервые дошел до Москвы, ведя за собой тысячетонный состав. Это было историческое достижение мирового уровня. Проект на десять – пятнадцать лет обгонял время.
Тепловоз получил название ЩЭЛ, стал настоящим железнодорожным трудягой. Приведем лишь несколько фактов о нашем первом первопроходце. Мощность – 1000 лошадиных сил, масса – 180 тонн, сила тяги – 22 тонны, конструкционная скорость - 75 км/ч. Длительную тягу поезда весом 1000 тонн ЩЭЛ выдерживал, сохраняя скорость в 50 км /ч. Это был первый в мире мощный магистральный тепловоз с электрической передачей.

Гаккелевский тепловоз, по сравнению с паровозами, давал 300- 400 процентов экономии топлива. После испытания на Октябрьской железной дороге его поставили на регулярные рейсы по маршрутам Москва – Курск и Москва – Харьков и перевозке в Забайкалье цистерн с бакинской нефтью.

( Материал из статьи Арсения Замостьянова. Литературная газета № 16 от 13-1 9 ноября 2019г)